Большинство направлений бизнеса переживают сейчас турбулентность. Это хорошо заметно по рынкам новых автомобилей, запчастей, моторных масел. Компания LAVR находится в самом центре событий в связи с проблемами с поставками импортной автохимии. Делимся взглядом изнутри на то, что ждет нашу и смежные отрасли в ближайшем будущем.

Алексей Лаврик, собственник компании:

Любая стрессовая ситуация уникальна, а сегодняшняя – суперуникальна. Поэтому делать какие-то прогнозы – самонадеянно. Тем, кому без понятного планирования сложно, я бы посоветовал прочесть книгу Нассима Николаса Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Дам небольшой спойлер. Раньше люди были убеждены, что все лебеди – белые, но жизнь их сильно удивила. К чему это? Любой прогноз опирается на прошлый опыт, но сегодняшняя ситуация не похожа на то, что было раньше. Методы, которые сработали в прошлый раз, сейчас будут неэффективны. Мы живем в мире, где лебеди и черные, и красные, и какие угодно. Здесь не нужны прогнозы. Нужно просто критически мыслить, продолжать работать и проявлять гибкость.

Денис Вишняков, руководитель отдела разработки и развития продукта:

Если говорить о рынке автохимии, сейчас масштабного дефицита нет. Пока его компенсируют запасы складов и магазинов. Но нехватка некоторых импортных средств ощущается. Думаю, тот ассортимент, который ряд производителей сокращал в выпуске, в скором времени восстановится, когда нормализуется ситуация с сырьем и комплектующими.

Но есть отрицательная динамика с точки зрения цен: некоторые компоненты и комплектующие на сегодня стоят в два – три раза дороже. Вероятно, какое-то поднятие цен еще предстоит. Производители постараются удержать рост цен за счет запасов сырья, но если цены в перспективе не опустятся, продукты вынужденно придется повышать в цене.

Сейчас многие производители повысили цены на 20 – 30% и более. На столько примерно выросла себестоимость. Мы пошли немного другим путем: подняли цены на свою продукцию на 15% и взяли на себя этот разрыв, чтобы сохранить максимально хорошее предложение для конечного потребителя. Будет ли перераспределение рынка? Безусловно, часть импортных производителей будет заменена отечественными, ведь спрос количественно не изменился, автомобили нужно обслуживать. При этом часть зарубежных брендов станет неконкурентоспособна по цене, и потеряет долю. Эту потребность закроют российские производители. Думаю, когда ситуация в мире нормализуется, на этот рынок будет крайне сложно вернуться, по крайней мере восстановить прежние объемы продаж.

Что делать автомобилистам? Максимально обслужить сейчас свой автомобиль. Я сам так поступил. И вот яркий пример динамики цен: в сентябре 4-литровая канистра моторного масла стоила 1 700 рублей, две недели назад – 2 800, сейчас самая низкая цена – 3 600.

Вера Разумова, руководитель службы маркетинга:

- Конечно, рынок изменится. Рост цен на новые и подержанные автомобили мы уже наблюдаем, это свершившийся факт – раз. Европейские игроки уменьшают свое присутствие, освобождая место азиатам – два. Все мы видели, как марте 2022 компании одна за другой объявляли в временной приостановке поставок, производства, а то и вовсе уходе с российского авторынка. Поэтому тенденция роста продаж корейских и китайских брендов сохранится, более того будет ускорена.

Кроме того, появляются проблемы с машинами, которые собираются в России – определенные опции становятся недоступными или слишком дорогими. Общее подорожание расходных материалов и комплектующих делает актуальным вопрос сохранения и поддержания в рабочем состоянии автомобилей, которые уже находятся в эксплуатации. И в этой новой реальности мы как производитель автохимии можем и готовы помочь автовладельцам, предоставив свои знания, опыт, свои продукты для продления ресурса любимого авто.

Как говорится, автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. В наших силах позаботиться о нем: о двигателе, масляной системе, системе охлаждения, внешнем виде. У LAVR для этого много способов и средств. Как бы не менялся авторынок – на нас можно положиться.

Денис Зоненко, директор по продажам автохимии:

- На сегодняшний день на российском рынке автохимии произошли значительные изменения, и они продолжаются. Однако строить долгосрочные прогнозы пока сложно. В перспективе двух – трех месяцев мы ожидаем сдвиги в разных сегментах. Во-первых, по автокосметике по итогам первого полугодия, скорее всего, будет снижение потребления. Думаю, многие автомобилисты временно сократят расходы и на детейлинг, и на самостоятельный уход за автомобилем.

Во-вторых, в сегменте сервисных средств произойдет перераспределение спроса в сторону более доступных товаров и аналогов. Ключевым фактором выбора будет стоимость, это коснется в большей степени зарубежных брендов. Сейчас разница в цене между импортными и российскими средствами очень существенная.

И, наконец, мы ожидаем, что произойдет перераспределение рынка с увеличением доли российских производителей. Автопарк в стране с каждым годом стареет, и ухаживать за автомобилями необходимо, поэтому мы ожидаем рост спроса на сервисные услуги и профессиональную автохимию для самостоятельного ухода. Но выбор, который станет более ограниченным, люди будут делать, опираясь прежде всего на цену. У российских предприятий сейчас есть фора. Думаю, все они по максимуму загрузят свои производственные мощности, чтобы «откусить» свой кусок рынка.

Павел Янович, финансовый директор:

- Прогнозы сейчас – неблагодарная вещь. Никто не ожидал, что ситуация в мире и стране будет развиваться так, как развивается сейчас. Наша задача – сохранить ресурсы и выполнять все свои обязательства , в том числе перед нашими клиентами, потребителями качественной автохимии и автокосметики.