Обслуживание ЦПГ мотодвигателя
Двигатель мотоцикла по происходящим в нем физико-химическим, газодинамическим и термодинамическим процессам аналогичен с автомобильным. В ходе эксплуатации в нем так же скапливаются загрязнения: даже самое качественное топливо не сгорает полностью, превращаясь в нагар и кокс, продукты сгорания масла образуют смолистые отложения. Необходимость в раскоксовке возникает у каждого силового агрегата. Частота зависит от используемых ГСМ, режимов эксплуатации, а также соблюдения регламента обслуживания.
Специфика двигателей мототехники
Двигатели мотоциклов разнообразны: они могут иметь от одного до восьми цилиндров и быть рядными, оппозитными, V- и L-образными. В каждом протекают стандартные для ДВС процессы, но со своими уникальными особенностями: температурой, давлением, газораспределением. Соответственно, производитель каждого конкретного силового агрегата прописывает регламент обслуживания. Его соблюдение не гарантирует отсутствие закоксовки, но скопление естественных загрязнений в цилиндропоршневой группе будет идти медленнее.
Важным пунктом регулярного ТО и фактором, влияющим на скорость закоксовки, является замена технических жидкостей.
В двигатель мотоцикла заливается специализированное моторное масло для мототехники. Масла отличаются по типу ДВС (двух- или четырехтактные), по назначению (зимнее, спортивное, дорожное, оффроад, лодочное, квадро и т.д.), во вязкости и основе (синтетическое, полусинтетика, минеральное).
Объем масляной системы и периодичность замены у разных классов отличается. Так, в кроссовых мотоциклах можно менять его после каждой гонки, в эндуро – каждые 30 моточасов (порядка 1000 км), в дорожных моделях – через 5 – 8 тысяч километров пробега или раз в год.
Но есть несколько моментов, которые объединяют все типы мотоциклов и все виды моторных масел. Во-первых, масло в мотодвигателе желательно менять с предварительной промывкой системы смазки, чтобы минимизировать скопление осадков. Во-вторых, моторные масла для мотоциклов, как правило, имеют низкие щелочные показатели и, соответственно, невысокую моющую способность. И наконец, последствия засорения здесь более ощутимы, чем в двигателе автомобиля: быстрая деградация нового моторного масла и повышенный риск пенообразования повышают скорость коксования поршневых колец. Далее появляются стандартные симптомы закоксовки: повышенный расход моторного масла, снижение динамики, отклонение компрессии от нормы.
Используя более чем 25-летний опыт в создании раскоксовок для автомобильных двигателей, компания LAVR выпустила новинку – пенную раскоксовку LAVR MOTOLINE. Ее задача – продлить срок службы ДВС и минимизировать загрязнение камеры сгорания.
Пенная раскоксовка двигателя LAVR MOTOLINE
Разговор о новом продукте логично начать с ответа на вопрос: «Почему мотораскоксовка именно пенная?». Во-первых, опыт применения пенной раскоксовки COMPLEX показал, что этот продукт очень востребован: загрязнения днищ поршней и свода камеры сгорания являются наиболее частыми. Во-вторых, пенная формула идеально подходит для всего многообразия двигателей мотоциклов, в том числе оппозитных и наклоненных. В-третьих, рецептура позволяет использовать продукт для двух- и четырехтактных ДВС.
Таким образом, раскоксовка обеспечивает полную очистку камеры сгорания и тарелок клапанов, предотвращает возникновение детонации и калильного зажигания, а также обеспечивает профилактику закоксовки поршневых колец. Состав на водной основе безопасен для сальников и антифрикционных покрытий ЦПГ. Один баллон рассчитан на обработку двигателя объемом до 1,5 л.
Что касается применения, алгоритм здесь практически совпадает с инструкцией автомобильной пенной раскоксовки. Нюансы есть только в зависимости от того, какую систему охлаждения и имеет двигатель и к какому типу он относится: 2Т или 4Т.
Применение пенной раскоксовки
- Перед применением тщательно встряхнуть! Использовать при температуре баллона выше +15°С. Избегать попадания на пластиковые поверхности!
- Агрегат с жидкостным охлаждением прогреть до температуры охлаждающей жидкости не выше +50°С.
ДВС с воздушно-масляным охлаждением прогреть до рабочей температуры, затем заглушить и выждать 20 минут. Это важно для прогнозируемого оседания пены. - Отключить систему зажигания. Демонтировать свечи зажигания.
- Выставить поршни в положение близкое к среднему, путем кратковременного прокручивания стартера. Определить положение поршней можно через свечные отверстия визуально или длинным щупом.
Для двухтактных двигателей важно помнить, что попадание состава во впускной тракт может привести к затруднению последующего запуска двигателя по причине его влияния на смесеобразование, в этом случае необходимо будет тщательно продуть впускной и выпускной тракт и просушить свечу зажигания. - При помощи удлинительной трубки ввести состав в цилиндры до заполнения пеной всего объема камеры сгорания.
- Оставить средство на 25 минут для воздействия на загрязнения.
- Повторить пункт 5 для всех цилиндров и оставить до полного оседания пены.
- Удалить остатки средства из цилиндров и продуть сжатым воздухом. Накрыть технологические отверстия плотной тканью и прокрутить двигатель стартером в течение 5 – 10 секунд. Удалить остатки состава с поверхностей сухой тканью.
- Для 4Т – максимально полно удалить отработанное масло, заменить масляный фильтр и залить новое масло.
Для 2Т – при наличии сливного отверстия в картере открутить пробку и дать стечь остаткам состава и масла. - Установить демонтированные ранее узлы.
Для 2Т двигателей без сливного отверстия важно учитывать, что количество жидкости, образованной после оседания пены и попавшей в картер через тепловые зазоры или продувочные каналы ничтожно мало и не окажет влияния на дальнейшую работу двигателя: за счет возвратно-поступательных движений узлов ЦПГ при работе остатки состава быстро попадут в камеру сгорания и полностью прогорят. - Запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры и дать поработать в течение 5 – 10 минут. После проведения очистки первые 5 – 10 км не нагружать двигатель высокими оборотами.
Профилактическая раскоксовка двигателя мотоцикла – это вклад в продление его ресурса и снижение риска серьезных поломок.