Ремонт кузова автомобиля своими руками возможен в случае небольших повреждений и может включать несколько операций: полировку царапин, правку незначительных вмятин, борьбу с ржавчиной, подкраску и антикоррозийную обработку, ремонт молдингов и декоративных элементов.
Очаги коррозии
Кузов автомобиля – это довольно тонкий лист металла сложной формы и со множеством сварных соединений и скрытых полостей. Немаловажно, что он также служит «минусом» электросистемы. Соответственно, для него характерна электрохимическая коррозия, а также разрушение под действием влаги.
Разумеется, процесс идет постепенно. Сначала возникает подпленочная коррозия, которая выглядит как вспучивание лакокрасочного покрытия кузова, под которым в глубину и ширину растет очаг ржавчины. Она образуется в местах, где накладные детали контактируют с поверхностью кузова: под осветительными приборами, молдингами, радиаторной решеткой. Такой тип коррозии, как правило, со временем увеличивается по площади, но не идет вглубь.
Другой вид коррозионного процесса называется точечным и представляет собой мелкие (до 2 мм в диаметре) очаги ржавчины, которые растут вглубь, и поэтому требуют немедленной реакции.
Оба типа коррозии кузова автомобиля объединяет то, что проблему можно устранить своими руками, например, с помощью Преобразователя ржавчины с цинком.
Алгоритм простой:
- Зачистить с небольшим запасом по площади.
- Обезжирить и очистить от рыхлой и пластовой ржавчины с помощью металлической щетки или абразива.
- Распылить средство или нанести губкой.
- Через 10 – 15 минут удалить жесткой щеткой остатки преобразователя и ржавчины.
- Промыть поверхность проточной водой и протереть насухо.
- При необходимости повторить обработку.
В результате получаем металл без ржавчины с цинковым покрытием, которое защищает от повторного развития коррозии. И улучшает адгезию покрытий.
- Поверхность нужно тщательно загрунтовать. Для этого хорошо подходит специальный антикоррозионный эпоксидный грунт.
- Покрасить. Можно из баллончика, подобрав цвет по каталогу.
- Желательно также покрыть антикоррозийной защитой обратной стороны ремонтной зоны.
Говоря об антикорах, необходимо упомянуть еще об одном типе коррозии – он развивается в скрытых полостях кузова, а затем появляется наружу уже в виде сквозного разрушения металла. Проблема недостаточно хорошей антикоррозийной обработки актуальна для многих автомобилей, популярных в нашей стране. С процессом бороться сложно, но можно предотвратить, используя Мовиль – состав на основе натуральных восков и полимеров с высокими пропитывающей и проникающей способностями. Слой средства герметизирует элементы кузова, защищая их от влаги, кислорода, солей и других факторов внешней среды, разрушающих металл.
В линейке LAVR такой продукт появился недавно. Его формула дополнена цинком. Этот компонент усиливает защиту от электрохимической коррозии, минимизирует развитие подслойной коррозии и борется с уже имеющими очагами, вступая в реакцию с окисью железа и переводя ее в неактивную форму.
Средство выпускается в формате аэрозоля с обычной распылительной головкой для покрытия значительных площадей и удлинительной трубкой для труднодоступных мест. Сопло трубки формирует всенаправленный факел, который усиливает проникающий эффект и равномерно покрывает все поверхности скрытых полостей автомобильного кузова, щели, швы, сварочные соединения, старые ржавые клепки и резьбовые соединения. Обработку лучше повторять каждые два – три года.
Неплохо также регулярно защищать кузов с помощью восков и полиролей. Они снизят воздействие зимних дорожных реагентов, загрязнений, ультрафиолета. Подробно о них мы рассказывали здесь.
Утраченные детали и мелкие повреждения
В процессе мелкого кузовного ремонта часто пригождаются клеевые составы: холодные сварки и эпоксидный клей.
Клей эпоксидный двухкомпонентный Универсальный – состав холодного отверждения, состоящий из двух компонентов: пакета наполнителей и пигментов в растворе эпоксидной смолы особого качества и отвердителя. Фиксация занимает всего 10 минут. Область применения клея очень широка, его можно использовать практически везде, за исключением изделий из полиэтелена и силикона. В кузовном ремонте такой клей позволит приклеить любые детали декора, в том числе с утраченными крепежными элементами. Часто эпоксидный клей используют для крепления тюнинговых кузовных элементов.
Кроме того, клей в сочетании со стеклотканью может использоваться для ремонта мелких вмятин, трещин и сколов на кузове, а также в качестве средства маскировки и консервации коррозии после обработки преобразователем ржавчины. Об этом способе есть много подробных текстов и видео от умельцев.
Холодная сварка Универсальная – это двухкомпонентный состав, который формирует прочные соединения практически любых материалов. Холодная сварка за 30 – 45 минут соединяет стекло, пластик, бетон, дерево, керамику, черные и цветные металлы, а также используется для восстановления функциональности механизмов. Важно, что холодная сварка может подвергаться механической обработке и выдерживает температуры от -60 до +150°C.
В отличии от эпоксидного клея Холодная сварка подходит для более грубых кузовных работ: формирования утраченных деталей и заплаток, заполнения полостей, устранения небольших и средних дефектов, крепления удаленных фрагментов кузова.
Процесс использования клеевых составов похож.
- Перед применением желательно выдержать составы при комнатной температуре и выполнять работы при плюсовой температуре.
- Очистить склеиваемые элементы от грязи и ржавчины.
- Гладкие поверхности обработать для придания им шероховатости, чтобы повысить адгезию клеевого состава.
- Обезжирить и тщательно высушить.
- Отрезать необходимое количество холодной сварки и размять до получения однородной теплой массы. Или выдавить равные части компонентов эпоксидного клея А и Б и тщательно смешать их между собой до получения массы однородного цвета.
- Нанести образовавшуюся массу на склеиваемые элементы и крепко соединить их между собой. При необходимости зафиксировать соединение при помощи изоленты или эластичного бинта.
- Остатки клеевого стержня упаковать в тубу для дальнейшего использования. Закрыть тюбики клея, не меняя местами колпачки.
- По окончании работ помыть руки теплой водой с мылом.
Реже, но все-таки может пригодиться и герметик. Его задача не скрепить детали, а обеспечить плотное соединение, то есть нести функцию прокладки, уплотнителя. Так, при внешних работах может понадобиться Герметик-прокладка прозрачный высокотемпературный – состав для быстрого ремонта пластиковых и стеклянных элементов: фар и поворотников.
Все перечисленные нами сервисные продукты объединяет универсальность, простота применения и возможность самостоятельно ремонта кузова автомобиля, в том числе срочного.