Чистые форсунки помогают топливной системе нормально функционировать, а также помогают двигателю в целом. Очистить форсунки от всевозможных отложений можно по-разному – на промывочной станции (без разбора), либо с помощью ультразвукового метода.
Ультразвуковая очистка форсунок представляет собой разборный способ чистки, когда детали снимаются и загружаются в ванночку с очищающей жидкостью. В этой ванночке на элементы действуют ультразвуковые волны, которые запускают в рабочей жидкости процесс кавитации и удаляют загрязнения. Для понимания результатов процесса проводятся замеры до/после очистки – их выполняют на специальном стенде, где оценивают производительность, факел распыла, герметичность форсунок. Зачастую ультразвуковая очистка рекомендуется при неисправностях системы впрыска, а также когда пробег транспортного средства свыше ста тысяч километров. Помимо этого, данный способ идеально подходит при необходимости удалить обширные загрязнения.
Сегодня мы расскажем про процесс ультразвуковой очистки форсунок – как его выполняют в сервисе, а промывка и тестирование будут проводиться при помощи препаратов нашего производства. Мы возьмем жидкость для очистки форсунок в ультразвуковых ваннах LAVR Ultra-Sonic Cleaner, а также жидкость для тестов LAVR Inject Tester – оба средства производятся нами более семи лет, поэтому успешно зарекомендовали себя как максимально эффективные и безопасные.
Более подробно об их преимуществах читайте в каталоге продукции - LAVR Ultra-Sonic Cleaner и LAVR Inject Tester.
Начнем очистку с демонтажа – будьте внимательны в ходе данной операции, рекомендуем использовать СИЗ, а также иметь неподалеку огнетушитель.
Весь процесс демонтажа можно разделить на три шага:
- Очистим близлежащие детали от грязи – мы не занесем ее в цилиндры, исключим риск повреждения мотора.
- Снимем форсунки – стандартная операция, для которой стоит заранее приобрести фильтры и уплотнители (старые могут быть повреждены). Если при демонтаже вы снимали обратный клапан, меняйте уплотнители.
- Проводим осмотр – стандартный этап после демонтажа. Если заметили поврежденные поверхности, значит деталь точно работала неверно. Колпаки из пластика должны защищать форсунки от высоких температур внутри цилиндров, предотвращать образование нагара, при обнаружении повреждений стоит их заменить. Неприятным фактом является тот, что отдельно колпачки приобрести вряд ли получится – вас может выручить комплект механика в автосервисе, у которого за годы практики могли заваляться нужные для вас колпачки. После колпачков осмотрите электрический разъем форсунки – контакты не должны быть покрыты коррозией, поэтому при необходимости очистите их.
Вот и все – дальше ультразвуковая очистка, поэтому установите детали на стенд и подключите к блоку управления.
Смазать уплотнитель (например, самой тестирующей жидкостью) и затем установить форсунку на рампу стенда. |
Подключить форсунку к блоку управления. |
Надежно зажать форсунку специальным переходником. |
Первый шаг – проверяем герметичность
Запустите насос топлива и посмотрите, не протекает ли оно сквозь закрытые форсунки – подождите минуту, если вы не заметили на деталях жидкости, значит все герметично. Если все же течь обнаружена, то не лишним будет знать откуда она могла появиться:
- От износа седла колпачка – частое явление в транспортных средствах с пробегом более 100 тысяч километров. Это серьезный дефект, который требует замены форсунки.
- От загрязнения седла колпачка – мельчайшие частицы грязи, попадающие в щель между седлом колпачка и иглой, не дают первому плотно закрываться. Это приводит к попаданию топлива на впускной клапан и цилиндр, что влияет на правильность работы мотора.
Второй шаг – оцениваем факел распыла и его равномерность
Факел распыла форсунки оценивают при ее полном открытии – он зависит от типа детали, диаметра и количества отверстий, положения, а также от формы иглы. Конечно, общего значения для факела распыла нет, но он хотя бы должен иметь правильную коническую форму – от этой формы зависит качество смеси, так как при максимально ровных и больших конусах топливо лучше распыляется и смешивается с воздухом, а значит лучше воспламеняется и прогорает. Факел непосредственно влияет на показатели приемистости, вибраций, экономичности и скорости возникновения нагара на цилиндрах.
Третий шаг – оцениваем производительность
Форсунки помещают под мерные цилиндры и устанавливают режимы проверки – они позволяют воссоздать процесс подачи топлива при холостом ходе, при 3000 и 5000 оборотов. Давление выставляется как в топливном насосе, а после запуска отслеживают работу форсунок в течение 5-ти минут. Цилиндры постепенно заполняются жидкостью для тестов, а в конце можно подводить результаты – на фотографии видно, что жидкость в цилиндрах находится на разных уровнях в 83, 73, 84, 84 миллилитра.
Помните, что используемые в тесте жидкости отличаются своей вязкостью и плотностью – все зависит от производителя. Если всегда применять одну и ту же жидкость, то сможете накопить любопытные познания о нормальной производительности и отклонениях для форсунок любого типа – это сделает диагностику еще точнее.
Четвертый шаг – ультразвуковая очистка
После тестов можно начинать очистку – избавьтесь от внешних загрязнений губкой или ветошью, предварительно намочив их растворителем. Удалите из форсунок фильтры – после очистки их все равно придется заменить. Если нет возможности заменить фильтры, можете вымочить детали в средстве ML-201 от LAVR даже без снятия, а после промыть обратным током жидкости.
Каждый элемент отметим своим номером – это поможет после очистки заметить изменения при повторном тесте. Помещаем форсунки на подставке, а затем подключаем к электрическим контактам – так их погружаем в ванночку. Включаем подогрев, который призван максимально ускорить процесс и повысить его эффективность – лучшая температура в таком случае равна 60 градусам. Включаем ультразвук – форсунки изредка получают сигналы от блока управления, что позволяет их открывать и повысить скорость процесса.
Бытует мнение, что ультразвуковая очистка повреждает хрупкие покрытия из керамики – предотвратить повреждения можно при уменьшении времени воздействия ультразвука на деталь, либо прибегнуть к следующим способам чистки:
- Безразборная промывка при работающем двигателе за счет средств ML-101 и ML-102 от LAVR.
- Замачивание в очистителе деталей ML-201 от LAVR.
- Применение средства для промывки инжекторных систем LAVR ML-101 вместо жидкости для ультразвуковой очистки – углеводородная основа препарата дает ему пониженную плотность, что делает процесс чистки более мягким.
Пятый шаг – тестируем повторно
Опять ставим форсунки на стенд, проделываем предыдущие шаги – получаем результат, свидетельствующий о том, что после очистки форсунки стали производительнее. Показания выровнялись на отметках 88, 88, 87, 89 мл. Если одна из них очистилась недостаточно, можете повторить четвертый шаг руководства.
Теперь остается только смонтировать детали на место и проверить правильность установки. Резиновые уплотнители должны быть смазаны. Вот так мы проводим очистку форсунок ультразвуком, спасибо за внимание!