День рождения компании LAVR не зафиксирован в календарях, но традиционно отмечается в День водителя. Это и символично, и близко к истине. Сегодня, когда бренд отмечает четверть века, собственник, идеолог, главный двигатель и двигателист Алексей Лаврик рассказал, каким бизнес был 25 лет назад и каков он сегодня.
- Почему нет какой-то четкой даты рождения компании? Когда все началось?
- Изначально мы как-то не очень планировали бизнес. Отец работал в институте, я инженером на НПЗ, была лаборатория, опыт и знания. И вот однажды, к нам обратились, как их тогда называли, коммерсы. Они производили полиэтиленовую тару и разливали в нее масла и антифризы. Ребята предложили нам делать химию. Мы легкие на подъем, разработали формулу 5-минутной промывки двигателя, они сделали бутылку, пробку, этикетку. Бизнесмены предложили название. Запустили в продажу, но уже первые партии показали, что не так все просто: бутылка начинала течь, жидкость испарялась, этикетка отваливалась. Те ребята решили, что им проще не связываться с этой химией и дальше прилично зарабатывать в знакомом сегменте. А у меня включился азарт. Я стал вникать, изучать, узнавать все смежные темы. Желание попробовать, любопытство превратилось в небольшое собственное дело. Происходило это так. Мы с химиком в лаборатории придумывали продукт и разливали в банки. Сначала в пустую тару из-под иностранного средства, которую давали сервисы и просили наполнять, потом стали использовать бутылки для растительного масла. Дальше я на своей «девятке» развозил продукцию по сервисам раз в неделю и получал какую-то прибыль. Когда немножко научился и подружился с мощной тогда сетью автосервисов «Аспект», с их подачи стали работать над жидкостью для промывки инжекторов. Мы получили хорошо работающую моющую формулу, которая быстро полюбилась сервисам. Как сейчас помню, после всех испытаний записал в блокноте 4 продукта, которые должны развиться из этой формулы: промывка инжекторов бензиновых двигателей, такая же для дизельных, раскоксовка и концентрированный очиститель для деталей двигателя. Получилась пятница – 5 продуктов, с которых LAVR (а тогда еще «ЛАВР») шагнул в производство и уже более или менее нормальный бизнес. И вот что считать датой рождения компании? Для меня каждый из этих этапов очень важен.
- За 25 лет таких этапов, наверное, было много?
- Ты не представляешь, насколько. Я какое-то время продолжал зарабатывать другим, в том числе работал у человека, который показал мне, что такое бизнес, и там прошел обучение ТРИЗ. Это теория решения изобретательских задач – штука, которая мне очень помогает до сих пор. Контора выросла от нескольких человек до нескольких сотен сотрудников. Сейчас это, конечно, бизнес. Бизнес приличный с оборотами и показателями, людьми и площадями, складами и транспортом, вольтами, литрами, штуками – что там еще принято считать. Но для меня главное заключается в другом. Мне важно сделать бизнес правильным, чтобы он рос, развивался, давал работу множеству людей, позволял осуществлять наши социальные проекты, улучшать жизнь вокруг. И для этого мы снова сейчас переживаем очередной этап взросления. Мы – это и собственники, и компания как организация, и продукты. Объем большой, он выходит за рамки классического управления, и его надо администрировать по-новому. Этому сейчас и учимся. Я бы так сказал: мы перешагнули совершеннолетие и уже можем четко сознавать, что такое жизнь, и регулировать ее. LAVR сейчас можно сравнить со взрослым мужиком, который хочет начать управлять своей судьбой.
- Одним из отражений этого процесса стал ребрендинг?
- Можно сказать и так. Ведь это не переодевание, это глубокий процесс: внешний вид продуктов, их свойства, технологии все переоценивается и происходит изменение позиционирования продукта и компании. В продукте я уверен на 100%, и надеюсь, компании будет соответствовать этим переменам. В каком-то смысле мы сейчас возвращаемся к корням, и мне это близко.
- Давай немного о продуктах. Если посмотреть на эти годы с позиции топовой линейки – раскоксовок – как шло развитие?
- Да, LAVR часто ассоциируют именно с раскоксовками, потому что, создав в 1998 году ML202, мы вскрыли реальную проблему. Многие думали, что неисправности есть в разных системах: масляной, топливной, системе впрыска, но никто не задумывался о том, что сердце двигателя – поршневая группа – также требует ухода. 202-ая восстанавливала подвижность поршневых колец в большинстве случаев и получила бешеную популярность. Со временем появился запрос от сервисов на скорость – родилась ML203. Но люди зачем-то хотели сделать невероятное воздействие, рискуя своими автомобилями и применяя непрофильные средства. В ответ появилась раскоксовка ML204 – чисто сервисный продукт, который работает довольно жестко, но все-таки учитывает конструктивные особенности двигателя. Вот такой вектор был у этой группы. Он отчасти отражает рост мощности нашего производства, рост компетенций, но лишь отчасти. В этот процесс вписались потом супербыстрая раскоксовка EXPRESS и пенная COMPLEX, которая работает по совершенно иным принципам. Это уже ответы на запрос потребителей.
- Будут еще раскоксовки?
- Честно говоря, мне не очень нравится, когда считают, что LAVR – это только раскоксовки. Наши интересы гораздо шире. Мы точно будем расширять и ассортимент основного бренда, и направления внутри него, и зонтичные бренды. Будем идти на новые рынки, используя возможности производства и сырьевых компонентов. Для меня здесь нет ограничений.
- Значит, через 5 или 10 лет LAVR будет гораздо больше?
- Сложно сказать, сейчас горизонт планирования сжался до 1 – 2 – 3 лет. Делать какие-то прогнозы – самонадеянно. Мне бы хотелось в первую очередь повысить эффективность компании, и уже от нее расти количественно. Я был бы счастлив, если бы компания имела настоящий человеческий смысл, была высокоорганизованной и доросла до проектов, связанных не только с химией. На днях подтвердили ввод в эксплуатацию здания школы, которую мы строили, и нет большего счастья, чем такие проекты, которые состоялись благодаря бизнесу. Я за то, чтобы бизнес имел смысл, а цифры и штуки пусть считают статисты или бухгалтеры.