Двигатель – самый главный агрегат в автомобиле. Во время его работы выделяется много тепла, поскольку сгорание топлива происходит при очень высоких температурах. Это тепло необходимо отводить, иначе двигатель просто перегреется. Для этих целей служит система охлаждения. Рабочая температура двигателя находится в диапазоне 90-120°С, при том, что температура в цилиндрах при сгорании топлива достигает 2100-2300°С! При сравнении этих показателей трудно недооценить, насколько система охлаждения важна.

Как устроена система охлаждения?

При пуске двигателя начинает работать водяная помпа, крыльчатка которой вращается и приводит в движение охлаждающую жидкость. По мере роста температуры антифриза открывается термостат, и охлаждающая жидкость проходит через радиатор, который состоит из верхнего и нижнего бачков.

Между бачками расположены трубки. В верхнем - горячая жидкость, которая следуя в нижний, разливается отдельными струйками по трубкам, хорошо обдувающимися воздухом. Охлаждается жидкость при этом очень быстро! В радиаторе установлен датчик включения вентилятора. Если температура антифриза достигнет предельной величины — датчик замкнет цепь, и включится вентилятор. По мере остывания охлаждающей жидкости — вентилятор выключается.

Нарушения в работе системы охлаждения, пожалуй, влекут за собой самые неприятные и необратимые последствия для автомобилиста, чаще всего – это перегрев двигателя. К сожалению, об этом большинство из нас вспоминает только тогда, когда сталкивается с этой неприятностью лицом к лицу. Особенно часто водителей, у которых «кипит мотор», можно встретить на дороге жарким летом. Наш российский климат вообще довольно часто застает врасплох: кто-то испытывает на прочность двигатель при +40оС, а кто-то эксплуатирует транспорт в условиях крайнего севера при температуре, едва ли превышающей -50оC.

bez-imeni-2-818f.jpg

Конечно, современные системы работают хорошо и бесперебойно, если периодически:

  • проводить очистку радиатора;
  • промывать систему охлаждения;
  • контролировать уровень антифриза;
  • вовремя менять охлаждающую жидкость;
  • следить за наличием утечек антифриза и т.д.

Будем честны, на практике, даже несмотря на высокое качество оборудования, системы продолжают подводить, двигатели продолжают кипеть. Итак, выясняем, какие все-таки неисправности в системе приводят к перегреву, как с ними бороться.

Жидкость где?

Одна из самых распространенных причин перегрева двигателя - недостаток антифриза (оставшегося количества жидкости недостаточно для вывода тепла). Вы, вероятно, просто забыли, что пришло время долить жидкость, но есть и другая причина… Течь в системе – одна из самых распространенных проблем системы. Возникает она как из-за старения материала, так и в результате элементарных механических повреждений: в решетку радиатора зачастую влетает мелкий мусор или камни. Признаками негерметичности могут стать и лужица антифриза под автомобилем, и жирноватые пятна на ковриках под приборной панелью, и запотевающее лобовое стекло при включенном обдуве.

При незначительных повреждениях (при утечке из негерметичного соединения металла и пластика, прокладок в труднодоступных местах) единственная альтернатива замене деталей радиатора – использование герметика. Официалы в один голос твердят, что герметики - зло, но при этом, автолюбители все чаще прибегают именно к такому способу устранения проблемы. В экстренных ситуациях выбирать не приходится: если радиатор потек в дороге и уровень жидкости упал до критической отметки, то герметик - это единственный выход. Немаловажным фактором, склоняющим именно к применению герметика, кстати, становится низкая стоимость сей процедуры по сравнению с заменой радиатора в СТО.

А что внутри?

Перегреться двигатель может, если система охлаждения засорена - в радиаторе накипь и ржавчина.

ржавчина.jpg

Если агрегат эксплуатировался на простой воде или некачественном антифризе, то на стенках системы охлаждения образуется налёт. Состарившийся антифриз, как правило, мутнеет и начинает вступать в реакцию с деталями системы охлаждения - появляется ржавчина и в жидкости начинают плавать "хлопья". Выход при таком исходе один - промыть систему охлаждения и залить свежий антифриз. И помните: если разбавляете антифриз, лучше воспользуйтесь дистиллированной водой. В отличие от водопроводной, питьевой или просто очищенной, она не содержит примесей. 

Помните, что профилактика всегда дешевле и проще ремонта, особенно если речь идет о двигателе.